В целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утвержденной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016) в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Управление)  6 сентября 2019 года в 11:00 часов пройдут публичные обсуждения правоприменительной практики и руководства по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством
Место проведения: Мурманская область, п.г.т. Молочное, ул. Совхозная, д. 3, 2-й этаж, актовый зал Управления.
 
 
О фактах заболевания необходимо информировать специалистов Управления Россельхознадзора по Мурманской области по телефонам 8 (81553) 91-274, 91-052 или по телефону доверия Управления - 8 (8152) 45-64-71 (круглосуточно).

Главная > Реформа контрольно-надзорной деятельности> Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере карантина растений Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере карантина растений Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Доклад по правоприменительной практике Управления Россельхознадзора по Мурманской области в области карантина растений, обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработкиза I квартал 2017 года, соблюдению обязательных требований нормативно-правовых актов
 
           
 
 
В 1 квартале 2017 года Управлением Россельхознадзора по Мурманской области проведено 34 плановых проверок, 177 мероприятий с целью выявления фактов непосредственного выявления правонарушений, 1266 мероприятий по иным основаниям (досмотры, проверки с прокуратурой).
За указанный период выявлено 219 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.2, 10.3, 7.18 КоАП РФ.
Кроме того составлены протоколы по фактам невыполнения законных требований должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), а также по факту неуплаты  административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
В результате рассмотрений дел об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения, привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму более 380 тыс.рублей, вынесено одно предупреждение, выдано 9 предписаний об устранении правонарушений, вместе с тем, в целях устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено 4 представления.
 
 
Часть 1. Правоприменительная практика Управления Россельхознадзора по Мурманской области
 
Как показывает правоприменительная практика Управления в сфере карантина растений, типовым нарушением со стороны хозяйствующих субъектов является нарушение ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», а именно неизвещение о доставке подкарантинной продукции.
Учитывая сказанное, Управление дополнительно разъясняет, что в соответствии с ФЗ «О карантине растений», подкарантинной продукцией являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
В силу ч. 1 ст. 32 граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:
- выполнять карантинные фитосанитарные требования;
- извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме;
- обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
- выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям, а также обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
- извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.
Таким образом, при поступлении подкарантинной продукции на территорию Мурманской области хозяйствующие субъекты обязаны уведомить об этом Управление Россельхонадзора по Мурманской области и обеспечить своевременность осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля.
 
 
Кроме того, в результате плановых проверок хозяйствующих субъектов, других мероприятий Управлением установлены нарушения требований Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160.
Поэтому Управление считает необходимым обратить внимание хозяйствующих субъектов на то, что согласно абзацу 4 пункта 4 Правил, систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.
В соответствии с пунктом 10 Правил уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора при проведении контрольных обследований подкарантинных объектов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверяет:
а) распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований;
б) утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, который включает: сроки проведения систематических; краткое описание метода проведения систематического обследования; процедуры учета карантинных объектов (отлов карантинных вредителей в аттрактантные ловушки, учет сорных растений, визуальный досмотр, отбор образцов, анализ образцов на наличие карантинных организмов); формы и процедуры отчетности;
в) наличие и правильность заполнения документов, оформленных при проведении систематических обследований;
г) своевременность проведения систематических обследований в соответствии с фенологией карантинного объекта;
д) эффективность проведения карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.
Таким образом, отсутствие у хозяйствующего субъекта указанных сведений (документов) свидетельствует о  нарушении карантинных фитосанитарных требований ч. 1 ст. 32 ФЗ № 206, что влечет невозможность проведения контрольных обследований подкарантинных объектов, увеличение распространения карантинных объектов на территории Российской Федерации.
 
 
Согласно правоприменительной практики в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки хозяйствующие субъекты допускают нарушения правил хранения продуктов переработки зерна, административная ответственность за которые предусмотрена ст. 7.18 КоАП РФ.
В связи с этим Управление напоминает, что качество и безопасность пищевых продуктов, в т.ч. продуктов переработки зерна, для здоровья человека обеспечиваются правилами хранения, закупки, транспортировки, рационального использования зерна и продуктов его переработки.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов, в частности ГОСТу 26791-89 «Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», Инструкции № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утвержденной Приказом Минхлебопродуктов СССР от 24.06.1988 № 185.
На основании положений данных нормативных документов зерно и продукты его переработки хранят в сухих, хорошо вентилируемых, не зараженных вредителями хлебных запасов складах, которые в техническом и санитарном отношении должны удовлетворять основным требованиям: оштукатурены изнутри, двери и окна – плотно закрываться, полы и стены гладкие, без щелей. В склады продукции допускается только обслуживающий персонал и лица, осуществляющие контроль и наблюдение за хранящимися зерном, мукой или крупой. Также должен быть предусмотрен график очистки складов от остатков зерна. Согласно п. 12.15 Инструкции, для обеспечения сохранности крупы рекомендуется поддерживать в складе в течение максимально возможного периода времени оптимальные условия для хранения продукции, а именно: относительную влажность воздуха до 70% и температуру не более 10оС.
Поэтому за условиями хранения, состоянием и качеством хранящейся продукции необходимо устанавливать систематический контроль с момента поступления ее на склад.
 
 
Часть 2. Соблюдение обязательных требованийв области карантина растений, обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки
 
 
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления структурными подразделениями Управления Россельхознадзора по Мурманской области  контрольно-надзорных мероприятий в сфере карантина растений, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки установлены как международными нормативно-правовыми актами, так и национальными. К международным правовым актам в первую очередь относятся Решение Комиссии Таможенного союза «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», а также Международные стандарты по фитосанитарным мерам.
Вместе с тем: 1 июля 2017 года вступают в законную силу нормативно-правовые акты Евразийского экономического союза, устанавливающие единые правила, нормы и требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Что касается законодательства нашей страны, то основными источниками правовых основ регулирования в области карантина растений являются Федеральные законы  «О карантине растений», «Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре», Постановление  Правительства Российской Федерации«О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации».
Ввоз подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации регулируется«Правилами осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», «Правилами осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации».
Приказами Минсельхоза России утверждены Перечень карантинных объектов, Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований,Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата.
Также обращаем Ваше внимание на принятие новых нормативно-правовых актов в области карантина растений, в частности Приказов Минсельхоза России:
- «Об утверждении форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».
- «Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)».
- «Об утверждении формы акта карантинного фитосанитарного обеззараживания».
- «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами».
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке, в том числе возможности их исполнения и контроля в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки установлены: Решениями Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» и «О принятии  технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», Федеральным законом«О качестве и безопасности пищевых продуктов»; Законом Российской Федерации «О зерне».
 
 
На официальном сайте Управления и в Интернет-ресурсах обеспечен свободный доступ  ко всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
 
Спасибо за внимание!