В целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утвержденной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016) в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Управление)  08 февраля 2019 года в 10:00 часов пройдут публичные обсуждения правоприменительной практики и руководства по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством
Место проведения: Мурманская область, п.г.т. Молочное, ул. Совхозная, д. 3, 2-й этаж, актовый зал Управления.
 
 
О фактах заболевания необходимо информировать специалистов Управления Россельхознадзора по Мурманской области по телефонам 8 (81553) 91-274, 91-052 или по телефону доверия Управления - 8 (8152) 45-64-71 (круглосуточно).

Главная > Реформа контрольно-надзорной деятельности> Доклад отдела фитонадзора

 
Доклад
«По правоприменительной практике за 2-ой квартал 2017 года с руководством по соблюдению обязательных требований при осуществлении полномочий государственного контроля (надзора) в сфере карантина растений, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки»
 
 
Доклад «Правоприменительная практика Управления Россельхознадзора по Мурманской области в сфере карантина растений, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за II квартал 2017 года, соблюдение обязательных требований нормативно-правовых актов»
 
        Во 2 квартале 2017 года Управлением Россельхознадзора по Мурманской области проведено 30 плановых проверок, 138 мероприятий с целью выявления фактов непосредственного выявления правонарушений, 1155 мероприятий по иным основаниям (досмотры).
За указанный период выявлено 237 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.2, 10.3 КоАП РФ.
Кроме того составлены протоколы по фактам невыполнения законных требований должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ),  действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки (ч. 2 ст. 19.4.1), невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), а также по факту неуплаты  административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
В результате рассмотрений дел об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения, привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму более 337 тыс. рублей, вынесено девять предупреждений, выдано 7 предписаний об устранении правонарушений.
 
       Как показывает правоприменительная практика Управления в сфере карантина растений, типовым нарушением со стороны хозяйствующих субъектов является нарушение ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», а именно не извещение о доставке подкарантинной продукции.
Учитывая сказанное, Управление дополнительно разъясняет, что в соответствии с ФЗ «О карантине растений», подкарантинной продукцией являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
В силу ч. 1 ст. 32 граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:
- извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме;
- обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
- выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям, а также обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
- извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.
Таким образом, при поступлении подкарантинной продукции на территорию Мурманской области хозяйствующие субъекты обязаны уведомить об этом Управление Россельхонадзора по Мурманской области и обеспечить своевременность осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля.
 
 
Кроме того, в результате плановых проверок хозяйствующих субъектов, Управлением установлены нарушения требований Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160.
Поэтому Управление считает необходимым обратить внимание хозяйствующих субъектов на то, что согласно абзацу 4 пункта 4 Правил, владельцами подкарантинных объектов должны проводиться систематические обследования в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.
В соответствии с пунктом 10 Правил уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора при проведении контрольных обследований подкарантинных объектов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверяет:
а) распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований;
б) утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, который включает: сроки проведения систематических; краткое описание метода проведения систематического обследования; процедуры учета карантинных объектов (отлов карантинных вредителей в аттрактантные ловушки, учет сорных растений, визуальный досмотр, отбор образцов, анализ образцов на наличие карантинных организмов); формы и процедуры отчетности;
в) наличие и правильность заполнения документов, оформленных при проведении систематических обследований;
г) своевременность проведения систематических обследований в соответствии с фенологией карантинного объекта;
д) эффективность проведения карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.
Таким образом, отсутствие у хозяйствующего субъекта указанных сведений (документов) свидетельствует о  нарушении карантинных фитосанитарных требований ч. 1 ст. 32 ФЗ № 206, что влечет невозможность проведения контрольных обследований подкарантинных объектов, увеличение распространения карантинных объектов на территории Российской Федерации.
 
 
С началом сезона массовых отпусков увеличивается количество граждан, выезжающих за рубеж. Основным нарушением, выявляемым при пересечении государственной границы Российской Федерации и таможенной границы Евразийского экономического союза, является ввоз в багаже и ручной клади семенного и посадочного материала, картофеля без сопровождения фитосанитарными сертификатами.
В связи с этим Управление дополнительно разъясняет, что в соответствии  с Едиными карантинными фитосанитарными требованиями,
предъявляемыми к подкарантинной продукции и подкарантинным
объектам на таможенной границе и на таможенной территории
Евразийского экономического союза, Федеральным законом «О карантине растений» ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции.
При этом не требуется представление фитосанитарного сертификата при перемещении подкарантинной продукции в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей транспортных средств, при условии, что количество такой подкарантинной продукции не превышает пять килограммов, и она не является семенами (семенным материалом), посадочным материалом или картофелем.
Ввозимые в Российскую Федерацию партии семян подлежат также семенному контролю (партия семян – это определенное количество однородных по происхождению и качеству семян). Ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если сорта семян сельскохозяйственных растений включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
 
 
Во 2 квартале 2017 года Управлением Россельхознадзора по Мурманской области в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки выявленных нарушений не было.
Тем не менее Управление считает необходимым напомнить, что в настоящее время на Россельхознадзор возложены функции по реализации государственного контроля за соблюдением требований Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», по осуществлению контроля при перемещении зерна по территории Таможенного Союза, а также при экспортно-импортных операциях.
Технический регламент «О безопасности зерна» распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на всей территории Таможенного Союза, используемое как для пищевых, так и кормовых целей.
Технический регламент устанавливает требования к зерну, в целях защиты здоровья человека, животных и обеспечение поступления безопасной и полезной продукции потребителям.
Согласно Техническому Регламенту каждая партия зерна, перемещаемая по территории Таможенного Союза должна сопровождаться Декларацией о соответствии, которая удостоверяет безопасность зерна. Этот документ выдаётся на основании Протокола испытаний, в котором отражены все основные показатели и количественное содержание веществ, превышение которых недопустимо.
Зерно, выпускаемое в обращение и не прошедшее необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия в форме декларирования может причинить вред жизни и здоровью человека и животных, а также окружающей среде. В случае выявления таких правонарушений, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов».
 
 
На официальном сайте Управления и в Интернет-ресурсах обеспечен свободный доступ  ко всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
 
Спасибо за внимание!