В целях реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утвержденной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016) в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Управление)  6 декабря 2019 года в 11:00 часов пройдут публичные обсуждения правоприменительной практики и руководства по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством
Место проведения: Мурманская область, п.г.т. Молочное, ул. Совхозная, д. 3, 2-й этаж, актовый зал Управления.
 
 
О фактах заболевания необходимо информировать специалистов Управления Россельхознадзора по Мурманской области по телефонам 8 (81553) 91-274, 91-052 или по телефону доверия Управления - 8 (8152) 45-64-71 (круглосуточно).

Главная > Реформа контрольно-надзорной деятельности> Доклад отдела земнадзора

ДОКЛАД
«По правоприменительной практике за 2-ой квартал 2017 года с руководством по соблюдению обязательных требований при осуществлении полномочий в сфере земельного надзора»
 
Государственный надзор в сфере земельного законодательства РФ
 
Государственный земельный надзор заключается в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
Управлением Россельхознадзора осуществляется государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения за исключением: земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, а также земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями.
 
Количество хозяйствующих субъектов поднадзорных Управлению на территории региона составляет 92 единицы, из них: 24 юридических лица; 8 индивидуальных предпринимателей; 23 физических лица; 35 органов местного самоуправления; 2 органа государственной власти.
 
Полномочия Управления по осуществлению земельного надзора определены:  Федеральными законами - № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Земельным кодексом Российской Федерации; Положением о государственном земельном надзоре;  Административным регламентом в сфере государственного земельного надзора, утверждённым Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591.
Перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора изложен в приказе Россельхознадзора от 17 октября 2016 № 744, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Управления в разделе «Нормативные документы».
Помимо этого, на сайте Управления в разделе «Деятельность»
отражены функции, которыми руководствуются должностные лица при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением требований земельного законодательства.
 
Во втором квартале 2017 года проведено 72 контрольно-надзорных мероприятий. Из них: 7 плановых проверок; 4 внеплановые проверки; 40 административных обследований объектов земельных отношений, 12 плановых (рейдовых) осмотров земельных участков, а также проведено 9 мероприятий с целью непосредственного обнаружения правонарушений.                   Проконтролированная площадь земель сельскохозяйственного назначения составила более четырех тысяч гектаров (4387,49 га).
В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения правил эксплуатации мелиоративных систем.
 
Хотелось бы отметить, что нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем, которые выражаются в зарастании мелиоративных каналов древесно-кустарниковой растительностью и отсутствием контроля за их техническим состоянием, является нарушением части 1 ст. 10.10 КоАП РФ. В свою очередь, гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Так, при несоблюдении правил эксплуатации осушительных мелиоративных систем, в части их зарастания, приводит к избыточной увлажненности сельскохозяйственных угодий, водной эрозии, подтоплению и как следствие  к заболачиванию.  Такое пренебрежительное отношение способно привести к выбытию таких земель из сельскохозяйственного оборота.
 
Помимо этого, должностными лицами Управления составлено 2 протокола в отношении физических лиц по ч. 25 ст. 19.5 допустивших невыполнение в установленный срок законных предписаний. Материалы дел направлены для рассмотрения в суд.
 
За повторное невыполнение предписаний в течение года составлено 2 протокола в отношении юридических лиц по ч. 26 ст. 19.5. Материалы дел также направлены для рассмотрения в суд.
 
Таким образом, сумма наложенных административных штрафов по результатам деятельности Управления в сфере государственного земельного надзора во 2 квартале составила 9 тысяч 500 рублей, сумма взысканных штрафов – 151 тысяча 545 рублей, с учетом штрафов наложенных в предыдущем периоде.
 
В прошлом периоде судебным решением по ранее выявленному факту самовольного снятия плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения возложена обязанность на юридическое лицо рекультивировать нарушенную часть  земельного участка на площади 72 кв.м., а также возместить причиненный почвам вред на общую сумму 36 тысяч рублей. Так, в отчетном периоде ущерб в размере 36 тысяч рублей оплачен нарушителем в полном объеме.
 
Необходимо напомнить, что снятие плодородного слоя без дальнейшего проведения рекультивации негативно влияет на состояние окружающей природной среды, что приводит к ландшафтным изменениям, нарушению внешнего облика рельефа, изменению гидрологического режима, загрязнению подземных горизонтов. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 ст.  8.6 КоАП РФ.
 
В  рамках надзорных мероприятий Управлением отобрано и направлено на исследование в ФГБУ «Ленинградская МВЛ» 16 проб почвенных образцов,  в том числе: 11 проб почвы – на токсикологические исследования, 5 проб – на агрохимические показатели. Указанные почвенные образцы отобраны с земель сельхозназначения общей площадью 1,9 га.
Агрохимические исследования проводятся для определения в грунте необходимого количества веществ способствующих плодородию почвы. Если их недостаточно, то необходимо внести в почву удобрения, в противном случае значительно падает урожайность сельскохозяйственных культур. Внесение же избыточных доз может привести к полной потере урожая. Сколько и каких необходимо удобрений, поможет определить анализ почвы.
Токсикологические исследования способны определить содержание в земле тяжелых металлов, гербицидов, пестицидов, токсинов органического и неорганического происхождения. Ведь если выращивать продовольственные или кормовые культуры на загрязненных площадях, они впитают в себя все вредные вещества, которые в дальнейшем употребят в пищу люди и животные.
Использование загрязнённых земель может вызвать негативные последствия для водных источников, сельскохозяйственной продукции, может представлять собой угрозу для жизни и здоровья людей.
      
В рамках осуществления государственного земельного надзора Управлением заключено соглашение о взаимодействии с территориальным управлением Налоговой службы, а также с управлением Росреестра по Мурманской области.
Целью такого соглашения является обеспечение взаимодействия сторон в области информационного обмена сведениями для применения повышенной налоговой ставки земельного налога к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, которые не используются для сельскохозяйственного производства и связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью.
 
Управлением ведется работа по размещению информации в СМИ о недопустимости нарушений земельного законодательства, об административной ответственности за подобные нарушения, влекущие за собой штрафные санкции, а также об изменениях в нормативно-правовых актах РФ. Ежеквартальные публичные мероприятия по освещению результатов правоприменительной практики, а также информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан посредством размещения информации через газеты, журналы, радио, интернет порталы и  телевидение.  Весь этот комплекс разъяснительных мер направлен на профилактику правонарушений.
 
Хотелось бы надеяться, что программа профилактики нарушений, направленная на предупреждение нарушений обязательных требований земельного законодательства допускаемых поднадзорными субъектами, будет мотивировать землепользователей на побуждение добросовестности и как следствие способствовать снижению нарушений допускаемых ими в сфере земельного законодательства.
 
Задачи, поставленные перед Управлением при осуществлении полномочий в сфере государственного земельного надзора на 2017 год:
—  - организовать взаимодействие с органами  местного самоуправления, органами исполнительной власти по обновлению Реестра недропользователей для планирования проведения плановых (рейдовых) осмотров, административных обследований с целью выявления несанкционированных свалок и карьеров на поднадзорной Управлению территории;
—  - продолжение работы с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и гражданами в части выявления фактов нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения и пресечение возможных негативных последствий;
—  - усилить мероприятия по выявлению мест захламления отходами производства и потребления, несанкционированных свалок в зонах деятельности предприятий граничащих с трассами Федерального значения.
 
Спасибо за внимание!
 
 
 
Д О К Л А Д
«По правоприменительной практике за 2-ой квартал 2017 года с руководством по соблюдению обязательных требований при осуществлении полномочий в сфере семенного надзора»
Семеноводство — основа всего сельского хозяйства — является сложной по своей организации и технологии деятельностью, дорогостоящей и трудозатратной.
              Законодательство Российской Федерации в области семеноводства состоит из Федерального закона от 17.12.1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
             Основополагающим положением данного Закона является понятие семеноводства, которое включает в себя:
1) деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений;
2) осуществление сортового и семенного контроля.
 
На территории региона согласно реестру поднадзорных объектов в области семеноводства осуществляют свою деятельность в указанной сфере деятельности  (54) юридических лица  (10) и индивидуальных предпринимателя  (44).
Во II квартале 2017 года  должностными лицами Управления проведено 42 надзорных мероприятия в области государственного семенного надзора, из них:
-      1 плановая проверка юридического лица,
-        41 иных мероприятий  проведенных с целью непосредственного обнаружения правонарушений включая досмотры поступивших на территорию области партий семян сельскохозяйственных растений.
В результате проведенной работы выявлено 18 фактов реализации продукции семеноводства с нарушением требований законодательства в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений.
По результатам проведенных мероприятий к административной ответственности по ст. 10.12 КоАП РФ привлечены 17 правонарушителей на общую сумму 8 тысяч 100 рублей. На конец отчетного периода взыскано 18 тысяч 300 рублей с учетом штрафов наложенных в прошлом периоде.
Помимо этого, по факту неуплаты административного штрафа в установленный законом срок в отношении юридического лица составлен протокол по ч. 1 ст. 20.25, материалы дела для рассмотрения по подведомственности переданы в суд.
 
В ходе проведенных надзорных мероприятий должностными лицами Управления проконтролировано порядка 11662 штук (пакетов) пакетированных семян сельскохозяйственных растений, из них: 10296 штук (пакетов) семян сельхозрастений выявлено с нарушениями требований Федерального закона «О семеноводстве» и «Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений».
Основные нарушения в области семеноводства выявлены на городских и стихийных рынках в части реализации  пакетированных семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, а также с истекшим сроком действия документов о качестве.
 
Управление Россельхознадзора информирует, что при осуществлении реализации семян сельскохозяйственных растений необходимо соблюдать требования Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхоза Российской Федерации от 18 октября 1999 года № 707.
Помимо этого,  согласно ст. 30 Федерального закона  от 17.12.1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве» допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
 
Государственный реестр (Госреестр) - систематизированный свод документированной информации о сортах растений, зарегистрированных в Российской Федерации. Ведением реестра занимается Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.
Нахождение сорта в Госреестре гарантирует, что этот сорт приспособлен к конкретно почвенно-климатическим условиям и не причинит вред здоровью. Семенные посевы данных сортов подлежат апробации, на семена выдается сертификат, удостоверяющий их сортовую принадлежность, происхождение и качество.
Реестр размещен на официальном сайте ФГБУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» (www.gossort.com).
 
  Согласно ст. 10.12 КоАП РФ в случаях отсутствия документов удостоверяющих сортовые и посевные качества семенного материала таких как: свидетельства на семена, либо сертификата соответствия выданного в системе добровольной сертификации, а также реализация семян сельскохозяйственных культур, не включенных в Госреестр,  нарушителям грозит административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
 
Также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в случаях неуплаты административного штрафа в установленный законом срок  влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
 
 
С целью предупреждения нарушений обязательных требований законодательства РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений  Управлением освещается работа в средствах массовой информации, а именно: газеты, журналы, радио, интернет порталы и  телевидение.
 
         Задачи, поставленные перед Управлением при осуществлении полномочий в сфере государственного семенного надзора на 2017 год.
  •  выполнение ежегодного плана проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в полном объеме;
  •  недопущение высева сельхозтоваропроизводителями региона семян сельскохозяйственных растений при отсутствии на них документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, а также неизвестного происхождения;
  •  усиление работы по выявлению фактов реализации партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, а также семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации в период  массового завоза семенного материала на территории области из других регионов РФ.
             
         Спасибо за внимание.